Человеку асфальт известен давно, так как он присутствует в природе. Ещё человек каменного века знал, что, если загнать мамонта в асфальтовое озеро, то он там прилипнет, издохнет и его можно будет съесть. Ну конечно если не прилипнешь сам, и такое бывало. Только тогда у человека не было транспорта, как и дорог, поэтому асфальт, как дорожное покрытие, его не интересовал. Максимум как жвачку или лекарство. Было же в Авиценне упоминание об асфальте (битуме иудейском), как лекарственном средстве. Древние египтяне тоже нашли ему оригинальное применение – мумифицировать фараонов. Да-да, это делали с помощью асфальта.
Самый знаменитый асфальт древности был в мёртвом море, а раньше его называли асфальтовым морем. На дне этого водоёма находятся битумные растворы. Иногда, откалываясь от дна, на поверхность всплывали многотонные глыбы асфальта высочайшего качества. Тогда радости прибрежных народов не было предела. Им лечились, мазались, добавляли в алкоголь, смолили корабли, дома, делали краски, гравюры и многое другое. В том числе попробовали сделать дорожное покрытие. Вот тут-то человеку и открылись замечательные свойства асфальтовых дорог.
На службе у человека
Несмотря на то, что асфальтовое покрытие было известно давно, использовать его начали только на рубеже 18 и 19 веков. Промышленная революция, время масштабных строительств всё это требовало быстрого создания дорог. Тут и обратили взор на асфальт. Укладывается он быстро, готов к эксплуатации сразу, долговечен, легко ремонтируется, не пропускает воду, что уберегает его от размывания. Для особой прочности и долговечности было изобретено покрытие на основе асфальта – асфальтобетон. В это время отдельно друг от друга в разных странах были изобретены различные виды асфальтобетона. Общее было то, что он представлял собой смесь битумов с минеральной основой: щебнем и песком. Смешивая ингредиенты в разных пропорциях получались новые виды асфальтобетона с другими характеристиками. Доработка этой смеси происходит и поныне. В России асфальт стали добывать в 1873 году в Сызрани, на берегу Волги. Там же был построен первый асфальтовый завод. Этим асфальтом в 1976 году покрыли ул. Тверскую в Москве. В Санкт-Петербурге, на 50 лет раньше этого, асфальтовое покрытие получили тротуары у Тучкова моста.
А далее миллионы километров дорог были покрыты асфальтом по всей планете. Это самое распространённое дорожное покрытие в мире. И по оценкам учёных запасов природного асфальта хватит ещё на много сотен лет. Поэтому трудно представить, что наши дороги когда-нибудь изменяться. Сейчас новаторы уже стали делать проекты дорог из стекла, из пластика. Но они не скоро превзойдут асфальт в надёжности, дешевизне, и ремонте. А уж сколько романтики связано с этим словом – оно ассоциируется у многих с машинами, скоростью, свободой. Значит когда-нибудь мы увидим памятник асфальту…